Яндекс.Метрика

«Предпосылки петровских преобразований».

Симеон Полоцкий

*параграф 12, учебник «История России» А.А. Данилова (7 класс)

основные причины реформ:

России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали «толчок» к дальнейшим реформам Петра I.

  • В России 1649 г. вводится крепостное право;
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли;
  • Отсталая армия и флот;
  • Непродуманный государственный аппарат;
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

Основные направления реформ:

  • Выход к морю;
  • Реформа экономики;
  • Реформа армии;
  • Государственная реформа;
  • Реформа культуры и образования.

 Усиление иностранного влияния.

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.;

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов;

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка;

е) присоединение Левобережной Украины и Киева к России.

—————————————————————————————————

Симеон Полоцкий. Его  прогрессивная роль.

* Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Здесь  он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Вскоре Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них — Федор и Софья — были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

 

Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

*Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из  известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году — крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой — боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

 

Главные направления реформ А. Л. Ордина-Нащокина:

  • расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;
  • заключение союза с Речью Посполитой против Турции;
  • сокращение дворянского ополчения;
  • увеличение стрелецких полков;
  • переход России к регулярной армии;
  • создание новых мануфактур;
  • отмена льгот русским купцам;
  • передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

 

В.В.Голицын и его планы.

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Была отменена смертная казнь за «возмутительные слова» против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения «поголовной» подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Основные планы В.В. Голицына:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию;
  • отменил смертную казнь за «возмутительные» слова против власти;
  • начал вводить европейские формы быта;
  • предлагал освободить крестьян от помещиков;
  • ввести «поголовную» подать;
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Регенство — временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

 

Юрий Крижанич

Кринижач  — писатель, философ, богослов, историк и филолог, один из первых сторонников идеи «славянского единства».
По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, в Вене и Болонье, а также в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В 1657 во Флоренции он видел русское посольство, которое произвело на него невыгодное впечатление, но укрепило его в мысли поехать в Россию, которая, по его мнению должна была бы стать центром освобождения и единения славян, всюду притесняемых. Крижанич был энциклопедически образован, владел 6 языками .

Главные идеи Ю.Киржанича:

  • Выступал за введение европейской системы образования, за просвещение всего населения;
  • Сторонник объединения славян перед лицом «немецкой угрозы»;
  • Выступал за реформирование российского самодержавия;


0
РЕКЛАМА

7 Responses to «Предпосылки петровских преобразований».

РЕКЛАМА